Урок 18.Алгоритмы с ветвлением. Создание и исполнение алгоритмов с ветвлением в определенной среде программирования.

 На этом уроке мы рассмотрим алгоритмы с ветвлением, определим почему они имеют такое название, научимся описывать данный алгоритм словесно и с помощью блок-схемы.

Вспомни

В 3 классе мы изучили линейные алгоритмы.  Основной принцип составления линейного алгоритма состоит в описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке. Исполнитель выполняет действия последовательно, одно за другим в том порядке, в котором они следуют.

Например, чтобы решить задачу по математике, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Прочесть задачу
  2. Выполнить краткую запись
  3. Выполнить вычисления
  4. Записать ответ


Данный алгоритм может быть выполнен только в этой последовательности, иначе он не может быть выполнен. Ведь нельзя вставить ключ в замочную скважину, не достав его из кармана.

Блок-схема линейного алгоритма имеет следующий вид. 


 
Вспомни правила дорожного движения. Какие действия должен выполнить пешеход, чтобы перейти через дорогу на перекрёстке со светофором.  Рассмотри  рисунок и подумай, является ли этот алгоритм линейным? Почему?




Команды данного алгоритма выполняются не последовательно.  Поэтому его нельзя считать линейным. 

В блок-схеме данного алгоритма используется новая фигура – ромб, где записан вопрос (Горит зеленый?). В зависимости от ответа  на вопрос выполняется выбор действия (Перейти улицу или стоять).

Если в алгоритме нужно дать ответ на вопрос (проверить условие) и в зависимости от ответа (да или нет) на этот вопрос, сделать выбор из двух команд, то такой алгоритм называется разветвляющимся алгоритмом или алгоритмом с ветвлением.

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий называется ветвлением.

Если задача имеет несколько вариантов реализации в зависимости от исполнения некоторого условия, то для её решения используют логическую структуру «если – то - иначе».

Логику принятия решения можно описать так:

 ЕСЛИ <условие> ТО <действие 1> ИНАЧЕ < действие  2>

 Примеры:

 ЕСЛИ хочешь быть здоровТО закаляйсяИНАЧЕ валяйся весь день на диване;

 ЕСЛИ низко ласточки летаютТО будет дождьИНАЧЕ дождя не будет;

ЕСЛИ уроки выученыТО иди гулятьИНАЧЕ учи уроки.

Существуют полная и неполная форма ветвления 


ВЕТВЛЕНИЕ

полное

неполное

Если сделал уроки

  То иди гулять

    Иначе делай уроки

Если на улице идёт дождь

   То возьми зонт

 85935.007.png

85935.013.png

если <условие>

 то действие 1

 иначе действие 2

если <условие>

  то действие 1

 


 Пример, "Алгоритм покупки мороженного"




 Выполни самостоятельно задание

Составь блок-схемы следующих пословиц.

Поспешишь – людей насмешишь (неполная форма).

Болен - лечись, а здоров - берегись (полная форма).